Мемориал Жаниса Липке в Риге

В Риге, на острове Кипсала посреди Даугавы, открылся музей — мемориал Жаниса Липке, спроектированный латышским архитектором Зайгой Гайле.
Адрес, которым по праву может гордиться Латвия —небольшая улица Маза Баласта дамбис, 8, где в крошечном бункере, вырытом под сараем в саду собственного дома, Жанис и Иоганна Липке прятали вызволенных из гетто евреев. Рискуя жизнью, простой рижский докер спас жизни 55 человек. В 2000 г. экс — премьером Латвии Марисом Гайлисом, создателем кинофестиваля «Арсенал» Аугустусом Сукутсом, режиссером Виктором Янсоном и невесткой героя Арией Липке было основано общество имени Жаниса Липке, а год назад в фундамент мемориала был заложен первый камень. Памятник, автором проекта которого стала Зайга Гайле, был открыт в августе 2012 — го.

Общая концепция экстерьера мемориала заключается в его соответствии с исторической застройкой острова, состоявшей, прежде всего, из типичных для Кипсалы сараев, на постройку которых шла просмоленная древесина от старых лодок. Конструкт здания, по словам архитектора Зайги Гайле, —это еще и спасительный Ноев ковчег, перевернутая лодка перевозчика, уже доставившего пассажира в искомую точку.

Однако сердце музея — мемориала расположено отнюдь не в его наземной части. Скрытое глубоко под постройкой, на несколько уровней ниже поверхности земли, убежище —реконструкция бункера, в котором были спрятаны многие из спасенных Липке евреев. Разглядеть это крошечное помещение с девятью койками можно лишь сверху: сквозь «разобранные» балки пола посетитель мемориала увидит на среднем уровне еще одну метафору —пространство, стены которого выполнены из белой бумаги с нанесенным мягкими, едва заметными мазками пейзажем. Это символический шалаш — сукка, в котором евреи проводят дни празднования Суккот, покрывающий бункер так же, как сарай в саду Жаниса и Иоанны скрывал его прототип.
Верхний этаж мемориала занимают витрины с экспозицией, посвященной Жанису Липке.

По замыслу авторов, мемориал —это своеобразный черный лабиринт страданий, приводящий узников к свободе, которую символизирует белая сукка. В самом мемориале уже заложены переживания, которые должны, по замыслу автора проекта, испытать зрители. Именно поэтому музей так отличается от привычных, содержащих стенды и экспонаты, подобных учреждений. «Черный сарай» на Кип — сале построен по правилам иной архитектуры —«архитектуры эмоций». Возможно, это гораздо более глубокая и древняя традиция, заново возрожденная в этом проекте Зайгой Гайле.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть